Как правильно выполнить работы при прокладки коммуникаций - НАУКА О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

Как правильно выполнить работы при прокладки коммуникаций

Земляные работы в зоне действующих подземных коммуникаций выполняются в присутствии инженерно-технических работников (ИТР) и под наблюдением эксплуатационного персонала. Границы опасных зон, в пределах которых действует возможность поражения электрическим током подземных электрокабелей, установлены СНиП 12-04—02 часть 2 (обрывы электрокабелей в практике наносят значительный ущерб народному хозяйству). Поэтому технические средства для земляных работ применяются ограниченно, а ручная разработка земляных выемок весьма трудоемка.

Места прохождения траншей действующих подземных коммуникаций легко обнаружить по нарушенной структуре грунта «целика» в самом верху траншеи. В разрезе на глубине 40—60 см, отрытом лопатой, просматриваются включения камней, щебня, кирпичного боя, грунта другой породы.

При подготовке трассы траншеи для производства механизированных земляных работ необходимо предварительно раскапывать все трубопроводы и кабели, пересекаемые траншеей, и после вскрытия нивелировать существующие коммуникации.

Обозначив установленное место прохождения действующих коммуникаций маяками, приступают к производству земляных работ экскаватором. Тип экскаватора выбирается в зависимости от требуемых размеров траншей и котлованов.

Вскрываются действующие коммуникации перед началом основных работ по прокладкам с принятием мер по их предохранению от разрушения, а в зимних условиях — от промерзания. Этот метод значительно уменьшает объемы ручного труда.

Надзор за сохранностью временных сетей, проложенных по постоянным и временным схемам, согласования по разрешению на производство земляных работ возлагаются на главного энергетика генподрядного треста.

Переносы подземных коммуникаций при реконструкции связаны со значительными объемами земляных работ, выполняемыми вручную.

В зависимости от технологических требований и условий инженерные коммуникации на отдельных участках площадки прокладываются различными способами: открытым — в одной траншее, а также на эстакадах или в галереях, в траншеях без крепления или с креплением стенок, раздельно или совмещением нескольких трубопроводов; закрытым — бестраншейной прокладкой без разработки грунта (методом прокола) и с разработкой грунта (методами продавливания, бурения, щитовой проходки).

Преобладающим способом прокладки коммуникаций на площадках реконструируемых предприятий остается раздельная прокладка в траншеях. Это объясняется простотой проектирования и технологии, возможностью применения труб из различных материалов. К недостаткам данного способа относятся высокая общая трудоемкость устройства коммуникаций, большой объем земляных работ.

При пересечении траншей с действующими подземными коммуникациями механизированную разработку грунта разрешается вести на расстоянии не менее 2 м от боковой стенки и не менее 1 м над верхом трубы, кабеля и др. Грунт, оставшийся после механизированной разработки, дорабатывают вручную, без применения ударных инструментов, чтобы исключить возможность повреждения коммуникаций. Причем для обеспечения их сохранности устраивают различного вида крепления и подвески. Все эти дополнительные операции в значительной степени повышают уровень ручных работ и продолжительность строительства.

Сейчас все шире применяют совмещенный способ прокладки различных видов коммуникаций непосредственно в грунте или в проходных каналах — коллекторах. Он позволяет концентрировать в одном месте средства механизации, материалы, что обеспечивает максимальный темп производства работ, значительно уменьшает объем земляных работ на рабочей площадке, предельно упрощает замену коммуникаций и их техническое обслуживание во время эксплуатации.

Коллекторы устраиваются из железобетонных L-образных стен, замоноличиваемых с днищем и плитами перекрытия. Внутри них на специальных опорах, закрепленных в днище и в стенах на разной высоте, прокладывают трубопроводы различного назначения (рис. 2.10).

Разработаны и применяются способы производства земляных работ для преодоления препятствий на трассах при расширении и реконструкции предприятий.

1. При одиночных препятствиях (опоры, мачты, деревья, колонны), находящихся в радиусе действия экскаватора, траншею раскапывают в направлении движения экскаватора, необходимо

Рис. 2.10. Схема проходного коллектора с размещением в нем инженерных сетей:

  • 2. При групповых препятствиях с двух сторон траншеи.

При рытье траншей между зданием цеха и опорами межцеховых коммуникаций грунт от верхней части траншеи перемещают бульдозером вне зоны препятствий, затем траншею дорабатыва-

Рис. 2.11. Схема устройства траншеи:

  • 1,3— направление движения экскаватора; 2 — отрываемая траншея;
  • 4 — под кабелем работы ведутся вручную; 5 — действующий электрокабель; 6 — опора, мешающая повороту платформы экскаватора; 7 — экскаватор

Рис. 2.12. Схема устройства траншеи:

  • 1 — промышленное здание; 2 — опоры межцеховых коммуникаций; 3 — верхняя часть траншеи (отрывается бульдозером или скрепером); 4 — нижняя часть траншеи (отрывается экскаватором);
  • 5 — место отвала грунта ют до проектных отметок экскаватором, находящимся в верхней части траншеи. Отвалы грунта от нижней части траншеи размещают на ее бровке. В зависимости от глубины траншеи выбираются бульдозер и экскаватор (рис. 2.12).
  • 3. При производстве земляных работ под трубопроводы используют бульдозеры для снятия верхнего слоя грунта глубиной 0,5—0,8 м с погрузкой в автосамосвал.
  • 4. При пересечении коммуникаций на глубине 3—5 м и более (если расстояние между коммуникациями больше ширины ковша землеройного механизма в 2—3 раза) участок между коммуникациями отрывается гидравлическим экскаватором с предварительным вскрытием существующих подземных коммуникаций (рис. 2.13).

Под пучком действующих коммуникаций грунт разрабатывают вручную лопатой или пробивкой штольни. Грунт от разработки штолен складывают в ближайший приямок, предварительно отрытый экскаватором (а не выбрасывают на бровку траншеи, рис.2.14).

С целью уменьшения объемов ручных земляных и монтажных работ в районах действующих железнодорожных путей следует